Коммуникативная компетентность педагога выражается в умении устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.
Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет формировать благоприятный морально-психологический климат при работе учителя с учениками, родителями и коллегами; позволяет обеспечить демократизм и гуманизм общения; результативность контактов; позволяет эффективно решать проблемы, а главное учитель и учащиеся удовлетворены результатами учебной деятельности.
Выделяют целый ряд видов коммуникативной компетентности:
по широте: общая и профессиональная
(Ю.Н. Емельянов);
по качеству: творческая и репродуктивная
(Л.А. Петровская);
по специфике: компетентность слушателя и компетентность оратора (И.В. Макаровская).
Чтобы сформировать высокий уровень коммуникативной компетентности, необходимо следовать ряду правил:
1) Учитель должен быть постоянно готовым к понимаю
2) Следовать конкретности
3) Контролировать невербальные сигналы
4) Быть открытым
5) Уметь организовать обратную связь.
Если рассмотреть компонентный состав, то можно выделить целый ряд аспектов:
1) мотивационный аспект (готовность педагога к проявлению коммуникативной компетентности);
2) когнитивный аспект (владение знанием содержания коммуникативной компетентности);
3) поведенческий аспект (опыт проявления коммуникативной компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях);
4) ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);
5) эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления коммуникативной компетентности).
Из числа разработанных в последние годы классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I – «Сократ»
Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации. Такой учитель зачастую забывает в процессе спора цели данной дискуссии, всецело увлекаясь самим процессом отстаивания той или иной позиции. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II – «Руководитель групповой дискуссии»
Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III – «Мастер»
Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды.
Модель IV – «Генерал»
Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V – «Менеджер»
Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI – «Тренер»
Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII – «Гид»
Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
От уровня развития коммуникативной компетентности напрямую зависит успешность педагога и его учащихся, поэтому каждый учитель должен развиваться в данном направлении и формировать свой профессиональный стиль.