В современном обществе, в связи с большими переменами в социально-экономической сфере, возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критическое мышление, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
На педагога возлагается непростая задача - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.
В этой связи все большее внимание привлекает проектный метод обучения.
В основу метода проектов легло развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов основывается на самостоятельной деятельности учащихся - индивидуальной, парной, групповой. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результат деятельности - проект.
Цели проектного метода:
1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы со специальным программным обеспечением; постановка эксперимента.
2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе.
3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, разработка.
Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых путей решения той или иной проблемы.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Учитель выбирает темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают предложенные темы и принимают решение по теме. |
1.2. Формирование групп | Учить проводит организационную работу по формированию групп. | Учащиеся принимают участие в формировании групп. |
1.3. Постановка задач | Учитель ставит задачи. | Учащиеся участвуют в обсуждении поставленных задач. |
1.4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель ставит требования к выполнению поставленных задач и к готовому проекту. | Учащиеся обсуждают поставленные задачи. |
2. Разработка проектов | Учитель консультирует и координирует деятельность учащихся, стимулирует учащихся. | Учащиеся работают над проектом. |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует и координирует деятельность учащихся, стимулирует учащихся. | Учащиеся оформляют результаты проектной деятельности в соответствие с принятыми требованиями. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу. | Докладывают о результатах своей деятельности, организовывают презентацию проекта. |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности учащихся. | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу. |