Дифференциация обучения – это целенаправленное создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в группы.
Информатика относится к таким предметам, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий.
Задачи дифференциации на уроках информатики:
• Сформировать основы научного мировоззрения;
• Способствовать развитию мышления учащихся;
• Выстроить индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей и слабомотивированных;
• Развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.
Как работать с учащимися на уроках информатики
Если у детей разный уровень восприятия информации, их можно разделить на группы по типу познания на зрителей, слушателей, деятелей, в зависимости от того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному. Такой подход будет актуален на уроках усвоения новых знаний.
При обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий.
Изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением, а вторая группа – учащиеся с творческим мышлением. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.
Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.
Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу.
Работа групп разных уровней обязательно должна оцениваться учителем по окончании урока или этапа выполнения задания.
Высокомотивированный ученик может быть ассистентом учителя или наставником для одноклассника. Таким образом формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.
В особой помощи нуждаются слабые и низкомотивированные учащиеся. Задача учителя поднять их уровень знаний и вовлечённости в предмет до среднего уровня, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а необходимость помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий и так далее.
В качестве дополнительного инструмента обучения при дифференциации на уроках информатики можно использовать такие методы обучения, как: проектный, проблемный, метод кейсов, исследовательский.
Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.